Убывающая Луна20%
Лунный день26
Заказать звонок

Языческие молитвенные четки

Языческие молитвенные четки

Чётки - один из самых эффективных инструментов для молитвы, медитации и сосредоточения, известный во многих религиозных традициях. Работать с чётками в своих духовных упражнениях начали еще индийские мистики во II тысячелетии до нашей эры. Из индуизма эта практика перешла в буддизм, а позднее была воспринята христианами и мусульманами. В итоге все мировые религии признали действенность этого молитвенного инструмента и включили работу с чётками в число своих принятых практик.

Насколько нам известно, в древних языческих религиях Запада молитвенные чётки не использовались. Но язычники нового тысячелетия переняли этот инструмент из других религий и, вслед за буддистами, христианами и мусульманами, приспособили их к своим нуждам и к особенностям своих верований. Языческие четки уже приобрели широкую популярность во многих странах Европы и в США, а теперь набирают известность и среди отечественных неоязычников, магов и ведьм.
С одной стороны, в неоязычестве чётки служат все тем же основным целям, с какими они использовались на протяжении многих столетий в других религиях:

- помогают вести счет прочитанным молитвам или другим ритуальным действиям;
- способствуют концентрации внимания на предмете молитвы или медитации;
- задают ритм в медитативных практиках;
- служат напоминанием о структуре молитвы или иного ритуала;
- позволяют задействовать в духовной практике осязание и зрение, что может способствовать более глубокой концентрации и погружению в смысл молитвы;
- несут в себе символический смысл, связанный с теми или иными божествами или религиозными принципами.

Но, с другой стороны, языческие чётки находят и множество других применений, связанных с практиками новых духовных традиций - различных форм неоязычества, Викки, учений "нью-эйдж" и так далее. Вот лишь некоторые из них:

- чтение заговоров и заклинаний (прежде всего таких, которые включают в себя многократные повторы или рифмованные строки);
- посылание благословений и проклятий;
- использование чёток в качестве талисманов;
- духовное целительство;
- эмоциональная поддержка в трудные периоды жизни;
- помощь в релаксации;
- помощь в достижении измененных состояний сознания, необходимых для других практик (например, для последующего гадания или магической работы иного рода);
- концентрация энергии и развитие памяти и осознанности;
- работа с символическими системами (при которой каждая бусина чёток ставится в соответствие одному из элементов системы);
- и, наконец, непосредственная работа с божествами различных неоязыческих пантеонов.

* Чётки служат для чтения предметных или тематических молитв, обращенных к определенному божеству или группе божеств, - иначе говоря, подкрепляют конкретную просьбу о помощи или наставничестве, адресованную богам.
* Чётки способствуют настройке на основные качества того или иного божества, помогая развить или укрепить соответствующие качества в самом себе и реализовать их в своей жизни.
* Чётки используются как инструмент религиозного поклонения: они помогают воздавать почести божествам, осмыслять и славить их имена, атрибуты и функции, воспроизводить в ритуальной работе (и тем самым оживлять снова и снова) мотивы их мифологической истории.
* Для тех, кто желает развить более личные и близкие отношения с определенным божеством, работа с чётками - это способ ежедневной беседы со своим избранным богом или богиней. По словам Галины Крассковой, современного мистика и специалиста по неоязыческим религиозным практикам, "в том, чтобы молиться каждый день одними и теми же словами, нет ничего скучного или однообразного. Каждый день мы просыпаемся уже немножко другим человеком, чем были вчера, а потому и молитва оказывается немножко другой". Таким образом, регулярная работа с четками - это возможность каждый день говорить своим богам что-то важное и, быть может, слышать их ответы в той или иной форме. Ответы эти могут приходить и в виде эмоционального или энергетического отклика, и в виде возросшего понимания тех уроков, которые заключены в тексте самой молитвы, и в форме определенных символических происшествий, которые испокон веков называют знаками и знамениями божественного, или даже, в отдельных и нечастых случаях, более непосредственно - в прямом общении с божеством, задействующем наши "тонкие" органы восприятия.
* Кроме того, чётки сами по себе, как материальный предмет, могут послужить прекрасным подношением божеству, заняв почетное место на посвященном ему алтаре.

Однако для более глубокой настройки на энергии и сущность бога или богини чётки не должны лежать без дела, оставаясь всего лишь украшением алтаря: с ними следует регулярно работать, осознанно сосредоточиваясь на каждой фразе молитвы. По этому поводу Галина Красскова отмечает:

 ...настоящее поклонение без осознанности невозможно. Если вы читаете молитвы и совершаете ритуал чисто механически и формально, не сосредоточиваясь на происходящем, вы только попусту тратите время. Это все равно, как если бы вы говорили с богами, думая при этом о чем-то другом и на все, что Они вам скажут, отвечали только "угу" и "не-а". Это лишь буква практики, но не дух; это значит, что вы на самом деле не слушаете Их и не говорите ничего такого, что было бы достойно Их внимания. Работая с чётками, я сама иногда ловлю себя на том, что просто бормочу слова молитвы, не особо вдумываясь. Когда такое случается, я возвращаюсь к пропущенным строкам и повторяю их с должным намерением. Мне важно, чтобы все мои молитвы звучали осмысленно.

Этой осмысленности и осознанному сосредоточению на каждом слове способствует характерное для языческих чёток разнообразие состава. В отличие от индуистских, буддийских, христианских и мусульманских четок, состоящих из строго определенного числа одинаковых бусин, языческие четки необычайно разнообразны и по количеству, и по составу и расположению элементов. В них могут включаться не только бусины, различные по величине, цвету, форме и материалу, но и всевозможные дополнительные элементы: например, небольшие амулеты с определенными свойствами, символические изображения божеств, предметы, вызывающие личные или традиционные ассоциации с определенными качествами или намерениями, и так далее.
Американский маг и современный друид Майкл Грир, автор книги о языческих молитвенных четках, комментирует это обстоятельство так: "…даже четки, посвященные одному и тому же божеству или одной и той же магической цели, могут различаться по составу - и в этом нет ничего удивительного. Современные язычники высоко ценят природное многообразие и уникальность каждого существа, и эти идеалы находят естественное выражение и в их подходе к молитвенным четкам".
Но, помимо этих идеологических соображений, разнообразие языческих четок объясняется и другими, сугубо практическими причинами. Состав четок, предназначенных для работы с определенным божеством или магическим намерением, напрямую зависит от текста молитвы или заклинания, который ложится в их основу. В большинстве других религиозных традиций при переборе четок на каждую бусину приходится полный текст молитвы или мантры. На каждой очередной бусине молитва повторяется с начала и до конца. Но с языческими четками дело обстоит иначе: как правило, на каждую бусину приходится лишь одна из строк или фраз молитвы, а полный текст молитвы соответствует полному кругу четок.

Именно на этом и основываются структура и состав языческих четок: для каждой фразы молитвы подбирается такой элемент, который лучше всего отражает ее смысл. Здесь важную роль играют:

- символические ассоциации (как традиционные, так и личные для каждого практика) с формой, цветом и текстурой бусин;
- магические свойства, которыми традиционно наделяются различные камни, породы деревьев и прочие материалы;
- символика чисел, от которой может зависеть и общее количество бусин в четках, и наличие рефренов - одинаковых элементов, повторяющихся через определенные промежутки;
- уникальные материальные и энергетические свойства конкретных предметов, включаемых в состав четок (например, личных амулетов, специально освященных символических изображений или бусин, прежде входивших в состав другого магического изделия и сохранивших "память прошлого").

Определиться с выбором в тех случаях, когда возникает несколько в равной мере подходящих вариантов, помогают более тонкие критерии:

- отклик богов или духовных сущностей на те или иные элементы посвященных им четок. Для того чтобы руководствоваться этим критерием, обычно требуются достаточно развитые отношения с данным божеством или духом, но в отдельных случаях внятный отклик может ощущаться уже при первых попытках осознанного общения;
- отклик самого предмета, который можно почувствовать при развитом навыке зрительного или тактильного восприятия тонких энергий;
- обращение к мантической системе. В идеале, следует использовать способ гадания, относящийся к той же традиции, что и божественная или духовная сущность, которой посвящены четки. Например, если четки служат для работы с богами скандинавского пантеона, лучше гадать на рунах; для работы с кельтскими божествами - на огамическом оракуле; для работы с четырьмя архангелами или другими сущностями каббалистических иерархий, - на картах Таро и так далее.

При составлении языческих четок предпочтение отдается натуральным материалам: камню, дереву, кости, металлу, раковинам, стеклу, обожженной глине; иногда в состав четок включаются перья, зубы, кусочки кожи и меха животных. В целом, за таким подходом стоит еще одно убеждение, очень важное для язычников, как древних, так и современных: природные материалы - это материалы живые, наделенные собственным духом и характером. Благодаря этому они гораздо легче вовлекаются в тонкие энергетические взаимодействия, чем материалы искусственного происхождения: "Камень и дерево, металл и кость отзываются на ласку наших пальцев, даже если мы этого не осознаём, - пишет Майкл Грир. - Более того, если мы работаем с четками достаточно часто, то <…> находим с ними общий язык и укрепляем энергетические связи: с каждым прикосновением мы дарим четкам частицу собственной энергии, а они приносят нам ответный дар". Иными словами, четки из природных материалов быстрее становятся для нас личным предметом силы, настроенным на наши индивидуальные особенности, - а, значит, и более эффективным посредником в общении с теми силами, которым они посвящены.

Практическая работа с языческими четками может принимать самые разные формы. Четки можно хранить на алтаре (как постоянно, так и временно, в период активной магической или религиозной работы, направленной на конкретную цель) и использовать в часы, отведенные для регулярных ежедневных или еженедельных практик. Можно носить их при себе (опять-таки, постоянно или временно) и использовать по мере внутренней потребности или в назначенные часы дня. Некоторые язычники, постоянно работающие с четками, носят их на теле (как ожерелья или браслеты) в течение дня или надевают на ночь - как талисманы или символы избранных божеств. Четки можно использовать не только в индивидуальной, но и в коллективной практике, в том числе в церемониальных ситуациях. Языческие четки, служащие для прославления определенного божества, могут послужить опорой для коллективного чтения молитвы на празднике, посвященном лично этому божеству или явлениям, которым оно покровительствует (например, как показывает практика, молитвенные четки Фрейра можно с успехом использовать при праздновании Ламмаса, а четки Хелы - при праздновании Самайна). Однако самым эффективным применением четок все же остается ежедневная молитвенная практика. Как пишет Галина Красскова:

…циклически повторяемая молитва может стать чрезвычайно мощным орудием в вашем духовном арсенале. Сам акт осознанного повторения превращается в неистощимый источник силы. <…>

Молитва, которую мы повторяем каждый день, покрывается благородной патиной всех разнообразных смыслов, которые мы вкладываем в нее при каждом прочтении. Добиться этого за один день невозможно - здесь требуется время и усердное повторение. Я думаю, что боги ценят такие молитвы именно потому, что они, эти молитвы, заряжены нашими эмоциями, нашей жизненной силой, если угодно, - а это, в свою очередь, питает богов. На наших богов слишком уж долго никто не обращал внимания, и Они действительно изголодались. А ежедневная молитва для Них - как ежедневная пища: молясь каждый день, мы даем Им уверенность в том, что Они услышат наши молитвы и вкусят наши дары и завтра, и послезавтра.

(с) Анна Блейз
Поиск